Страницы

воскресенье, 19 марта 2017 г.

Хоббийная робототехника как семейное увлечение. Часть 1

В каждой семье свои порядки, свои увлечения и способы воспитания детей. Так сложилось, что робототехника стала важной частью увлечений в нашей семье и я хотел бы рассказать о нашем опыте, который, я надеюсь, окажется полезным другим родителям.


Все началось осенью 2011 года, когда я привез из командировки своим сыновьям LEGO Mindsorms NXT 2.0. Детям на тот момент было 6 и 4 года. Покупка эта была спонтанная, до того момента я даже не подозревал о существовании таких конструкторов, а у детей из LEGO были только пара наборов серии City. На глаза попалась реклама и, посмотрев на youtube как робот из конструктора собирает кубик Рубика и играет в крестики нолики, я не смог устоять. 

Небольшое отступление по поводу стоимости LEGO Mindstorms, старших наборов Technic и совместимых с ними деталей. На нашем канале Youtube нам часто оставляют комментарии типа "Деньги некуда девать. Наверное это дети зажиточных чинуш". На своем опыте я убедился, что такие наборы LEGO - в долгосрочной перспективе это очень дешево и выгодно. Из дома чудесным образом плавно пропадают коробки с китайскими одноразовыми машинками на пультах, мигающие глазами шагающие страшилища и прочие игрушки в которые играли всего пару раз, в магазинах дети даже у полок с таким наполнением перестают задерживаться. И правда, зачем? Из конструктора можно собрать лучше, каждый день что-то новое, а то, во что наигрались - не пылится - разбирается на детали для новых проектов.

Как и ожидалось первый "набор для строительства роботов" вызвал живой интерес у детей и, что уж греха таить, у меня самого. Дети рвались в бой, а я призадумался, как мы будем в это играть. Игрушка недешевая, отдать ее маленьким детям и не присматривать за процессом побаивался - сломают, не успев разобраться с тем, насколько она клевая.

Еще одно отступление относительно того, откуда взялся наш канал на Youtube и заблуждения многих подписчиков относительно того, что мы "снимаем видео на публику". Съемкой видео, как наверное и многие родители, я увлекся в попытке запечатлеть уходящие мгновения в жизни подрастающих детей, с целью показать им в будущем какими они были в детстве, да и для себя, чтобы в преклонном возрасте пересматривать эти моменты в кресле-качалке, завернувшись в плед, непременно клетчатый. Видео где-то нужно хранить, HD занимает немало места на выходящих периодически из строя жестких дисках. Неплохой вариант - торрент, пару раз выкачивал свое же видео после краха носителей, но не любое ценное для меня видео будет гарантированно хранить кто-то еще. Облачные сервисы с терабайтными подписками - слишком накладное удовольствие, когда как оказалось под рукой есть бесплатный инструмент хранения видео - Youtube. Поначалу видео выкладывал на канал не публикуя в открытом доступе, но постепенно, по мере того как все больше и больше делился ссылками на ролики, пришло понимание что открытый доступ по-умолчанию - это даже интересно, народ в комментариях делится полезными идеями, ссылками, дает советы - это очень ценно. Да и критика, а она бывает - только мотивирует тренироваться в монтаже, оставлять в кадре только самое интересное, исправлять недочеты. Отсюда и канал настолько неоднороден, на нем кроме роботов и электроники - путешествия, спорт, творчества, да и просто памятные семейные моменты, которые пришедшие к нам посмотреть на роботов могут рассматривать как фильм о фильме о тех, кто этих роботов строит.

Наш первый робот был конечно же собран по "инструкции по быстрому старту". Ни я, ни дети не представляли как его строить, а уж тем более программировать. Решили следовать печатному руководству:


Я сразу же отказался от идеи что-то собирать за детей, в сложных узлах они первое время путались, но собирать по готовым инструкциям научились довольно быстро. Программы на первых порах закачивали готовые, с диска, который комплектовался набор.


После того как дети построили первых роботов по инструкции, пришло понимание того, это дело это весьма интересное и останавливаться не стоит, нужно заинтересовать их еще больше. Поиск в интернет дал множество ссылок на инструкции и программы для роботов, которых можно построить из нашего набора, причем материалы эти были не от LEGO, а выложены различными энтузиастами, что укрепило меня в мысли что это увлечение возможно надолго и всерьез.

Самым интересным открытием в то время стал блог Александра Колотова NiNoXT Настоящий кладезь полезной информации, открытой для всех, без каких-либо коммерческих уловок, этот блог притягивал к себе каждой новой статьей так же сильно, как когда то "Огород Еозловского" в "Компьютерре". После таких статей хотелось строить роботов ночи напролет, очень жаль что новых статей в блоге нет уже более двух лет.

Я не бросился сразу же учить своих дошкольников программированию, так как сам не знал как подойти к этому роботу. Пришлось применить методы "тыка" и "проб и ошибок", начав изучать программирование LEGO Mindstorms с целью научить в дальнейшем этому детей. Многие родители сетуют на то, что у них нет "специального образования", поэтому они даже не пытаются заниматься со своими детьми такой сложной наукой как строительство и программирование роботов. Зачастую при этом и педагогического образования у них тоже нет, но поучать детей в бытовых вопросах они очень любят, якобы с высоты своего опыта. Так почему бы не получить опыт в деле, которое точно заинтересует ребенка и не научить его этому или хотя бы заняться с ним совместным досугом?


Не успев построить и десяток роботов мы узнали о соревнованиях, которые проводятся в нашем городе на базе клуба технического творчества. Конечно же дети захотели поучаствовать и мы построили нашего первого "спортивного" робота. Тогда у нашей команды еще не было названия и робота мы назвали "Папай". Робот ездил зигзагами по линии, шатаясь как пьяный морячок из легендарной игры, а еще этого робота детям помогал строить папа, это и определило его название. Удивительно для нас, но на соревнованиях мы встретили других робототехников (! :), которым тоже как и нам нравилось строить роботов. 



Коммерческая, как ее сейчас принято называть, "образовательная" робототехника еще не набрала обороты и основная часть участников соревнований занимались в центре технического творчества бесплатно. Техническая база центра нас весьма впечатлила, но географическая удаленность не позволила посещать кружок робототехники и мы продолжили заниматься самостоятельно, о чем впрочем, в дальнейшем ничуть не пожалели.

Следующий сезон прошел в первых попытках освоения детьми программирования роботов. Конечно же, это был графический LEGO-язык, и первые шаги в написании программ были сделаны детьми именно на NXT-G. Параллельно с этим ребята продолжили собирать роботов по готовым инструкциям, это, с одной стороны мотивировало к изучению программирования, с другой - "набивалась" рука на конструировании, приходило понимание того как можно применить те или иные детали.


В каком-то роде это стало заменять игры - намного интереснее построить игрушку своими руками, к тому же превосходящую по своим возможностям все что можно купить в магазине. Для родителей огромный плюс в том, что надоевшая игрушка не занимает почетное место на полке, а разбирается и из ее деталей собирается новая, еще более удивительная.

Вскоре последовали новые соревнования, первый в нашем городе "Турнир мобильных роботов" при СГАУ. Именно тогда, в ноябре 2012 года, команда получила название "Карандаш и Самоделкин".


Начиная с этого момента робототехника для нас начала давать трещину. На одной стороне "льдины" оставалась так полюбившаяся нам как мы ее теперь называем "хоббийная" робототехника, на другой - новая для нас - спортивная.

Что лучше, корпеть над одной задачей целый сезон, оттачивая робота для участия в конкретной соревновательной дисциплине, чтобы после перейти к задаче новой, вписанной в регламент очередного состязания? Год за годом оттачивать, например, робота, движущегося по линии, не уступающего свои лидерские позиции менее упертым/успешным командам? Серьезная подготовка занимает все время, заниматься параллельно хоббийными проектами сложно и неэффективно. С другой стороны может ну его, этот спорт? Разносторонние знания, полученные при разработке своих проектов, не ограничиваемые какими-то регламентами полет фантазии и набор используемых технологий? Но как не сбиться с намеченного пути, как подбирать задачи так, чтобы они шаг за шагом двигали команду в развитии? В соревновательной робототехники за тебя уже все решено, открываешь регламенты и вперед, а как быть с робототехникой хоббийной?

Вот такие мысли крутились в голове, время неумолимо шло вперед, а роботов строилось все больше и больше...


Когда-то отцы строили с детьми скворечники, теперь строят роботов - странно и может быть даже смешно, но роботы могут стать тем общим делом, за которым семья собирается в выходной день.

Продолжение следует ...


Комментариев нет:

Отправить комментарий